23 июня 10:02 в Саратове +25,2°C
Доллар 63.79 Евро 73.69

Власти не должны допустить ЧП на «Саратовводоканале»

«Ситуация, которая сегодня возникла на предприятии, а в первую очередь речь идет о состоянии инженерных коммуникаций МУПП «Саратовводоканал», возникла не сегодня и не вчера

16:27, 10 декабря 2014

Глава Саратова Олег Грищенко прокомментировал ситуацию, сложившуюся в МУПП «Саратовводоканал», заявив, что предпринимаемые городской властью меры и поддержка со стороны области помогут не допустить угрозы возникновения чрезвычайного положения. В последнее время предприятие оказалось в центре различных обсуждений. Так, замглавы администрации Саратова по городскому хозяйству Дмитрий Федотов сообщил в гордуме, что требуется 10 млрд рублей для недопущения банкротства МУППа. А на днях о путях спасения предприятия говорил и губернатор Валерий Радаев, сказав о необходимости вложений из областного и городского бюджетов, а также доведения тарифов до уровня рентабельности.

Публикуем заявление Олега Грищенко:

«Ситуация, которая сегодня возникла на предприятии, а в первую очередь речь идет о состоянии инженерных коммуникаций МУПП «Саратовводоканал», возникла не сегодня и не вчера. Это следствие многолетнего недофинансирования не только Водоканала, но и, в целом, отрасли ЖКХ Саратова.

Руководство города в течение последних лет неоднократно поднимало данный вопрос на различных уровнях, обращая внимание заинтересованных структур на существующую проблему, что называется, «стучалось во все двери» – от областного правительства до правоохранительных органов.  Все цифры и сама ситуация хорошо известны во всех ведомствах. Да собственно и реки, текущие по улицам города, говорят сами за себя. Однако кардинально ситуация не поменялась. Собственных же возможностей ни у предприятия, ни у городского бюджета недостаточно. Скажу прямо – их практически нет.

Техническое состояние объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения в настоящее время можно охарактеризовать как критическое. 

Высокая степень износа зданий и оборудования водопроводных комплексов и водопроводных сетей (80-100%), а также насосного и электросилового оборудования насосных станций, железобетонные емкостные сооружения находятся в аварийном состоянии (имеют видимые разрушения и деформации стен и днища, величина утечек в 40 раз выше нормативной).

Входящие в состав водопроводных комплексов насосные станции первого подъема №1 (построена в 1923 году) и №1 «Б» (построена в 1936 году) имеют 100% моральный и физический износ. Магистральные воды - Ленинский-1 (Л-1, г.п. 1984 г.),  Ленинский-2 (Л-2, г.п. 1973 г.),  Ленинский-3 (Л-3, г.п. 1990 г.) при нормативном сроке эксплуатации 20 лет  имеют износ 200%. 

Высокая степень износа и крайне плохое техническое состояние объектов водоснабжения и водоотведения, низкая надежность электроснабжения, низкая производительность и энергоэффективность  используемого оборудования, высокие удельные энергозатраты,  невысокая степень автоматизации производственных процессов, использование устаревших технологий и прочее, в первую очередь, приводят к росту аварийности, увеличению потерь и неучтенных расходов на сетях, а также  ставит под угрозу бесперебойность и надежность водоснабжения потребителей. Кроме этого, увеличиваются расходы на производство технологического процесса подъема воды и водоподготовки и, как следствие, к необходимости увеличения отпуска воды в сеть для надлежащего обеспечения населения питьевой водой во всех районах города.

Вследствие неудовлетворительного технического состояния водопроводных и канализационных сетей только за 2013 год количество аварий возросло на 25% (с 274 в 2012 году до 342).

Только с начала года 2014 уже зафиксировано 315 аварий и 4879  повреждений различной степени сложности.

В устранении аварийных ситуаций в среднем в сутки задействовано 16 бригад, из них 10-11 бригад в дневную смену (с 08.00 до 20.00) и 4-5 бригад в ночную смену (с 20.00 до 08.00).

  В связи со значительным ростом аварийности на объектах  водоснабжения и водоотведения не хватает не только аварийных бригад, но и специализированной техники для проведения аварийных работ и работ по ликвидации последствий аварий.

50% автомобильного парка специальной техники предприятия полностью выработали свой ресурс.

Сложившаяся ситуация усугубляется ростом задолженности по оплате услуг водоснабжения и водоотведения. Плата за потребленную питьевую воду и сброшенные сточные воды сегодня является основным источником финансирования выполнения производственной программы предприятия, в том числе, аварийно-восстановительных работ на объектах МУПП «Саратовводоканал».

 Задолженность перед МУПП «Саратовводоканал» по оплате услуг водоснабжения и водоотведения по состоянию на 1 декабря 2014 года возросла с начала года на 10% и составила 859 млн. руб.

Наибольшая доля в структуре дебиторской задолженности приходится на УК и ТСЖ, которая составляет порядка 80%. В частности, задолженность  ООО «Континент-2011» составляет порядка 69 млн. руб.; ООО «Стройкомплект» - 101 млн. руб.; ООО «ЖУК» - 14 млн. руб.; ООО «Жилкомплекс» - 24,6 млн. руб.

МУПП «Саратовводоканал» проводит все предусмотренные законодательством мероприятия по взысканию дебиторской задолженности: претензионно-исковую работу, обращается в Арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности, предъявляет исполнительные листы к расчетным счетам должников, привлекает коллекторские агентства.

Претензионная работа с должниками усилена, вплоть до инициирования процедуры банкротства в отношении «злостных неплательщиков».  На долю управляющих компаний и ТСЖ, находящихся в процедуре банкротства,  приходится порядка 300 млн. руб., т.е.  более 35%. Перспектива их взыскания под большим сомнением.

Низкая платежная дисциплина и невыполнение договорных обязательств со стороны абонентов влечет за собой не только увеличение задолженности МУПП «Саратовводоканал» перед организациями, поставляющими топливно-энергетические ресурсы, но и хроническое недофинансирование текущей финансово-хозяйственной деятельности, а также катастрофическую нехватку денежных средств на ликвидацию повреждений и проведение восстановительных работ на водопроводных и канализационных сетях и сооружениях.

Хроническое недофинансирование текущей финансово-хозяйственной деятельности и катастрофическая нехватка денежных средств на ликвидацию аварий и проведение восстановительных работ на водопроводных и канализационных сетях приводит к ежегодно возрастающему количеству аварийных ситуаций и влечет за собой невозможность обеспечения бесперебойного водоснабжения потребителей.

Для поддержания сетей в исправном техническом состоянии требуется ежегодно перекладывать от 30 до 40 км. коммуникаций, кроме того, за последние годы в хозяйственное ведение предприятия было передано более 800 км. бесхозяйных сетей, в том числе, около 400 км – водопроводных, из которых более 325 км имеют износ около 100%. Необходимые финансовые ресурсы на восстановление коммуникаций у предприятия отсутствуют. По данным технико-экономического анализа минимальная финансовая потребность на реализацию первоочередных мероприятий по приведению объектов водоснабжения и водоотведения в технически исправное состояние составляет 4 млрд. руб. Ежегодная потребность только на перекладку особо аварийных участков водопроводов не менее 200-300 млн. руб.

Городские власти, руководство предприятия, в соответствии с действующим законодательством, осуществляют весь комплекс мероприятий для вывода МУПП «Саратовводоканал» из сложившейся ситуации.

Как я уже отметил, МУПП «Саратовводоканал» ведется активная претензионная работа в отношении неплательщиков - потребителей услуг предприятия. В рамках данной работы несколько десятков исков подано в суды, по многим из них уже вынесены судебные решения в пользу предприятия.

Мы на уровне города неоднократно предпринимали шаги, чтобы поддержать предприятие и сохранить его работоспособность.  В 2014 году из городского бюджета МУПП «Саратовводоканал» выделено 57,0 млн. руб., в проекте бюджета на 2015 год - 50,0 млн. рублей. Но пока это только «латание дыр».  Одним нам, безусловно, не решить многолетние проблемы главного жизнеобеспечивающего предприятия областного центра.

Принимая во внимание то, что МУПП «Саратовводоканал» - стратегическое предприятие, основной деятельностью которого является обеспечение бесперебойного водоснабжения потребителей (население, бюджетные учреждения, в том числе, объекты социальной сферы, промышленные предприятия) муниципального образования «Город Саратов» очищенной питьевой водой надлежащего качества в соответствии с требованиями СанПиН, в адрес Федеральной службы по тарифам РФ было направлено ходатайство об установлении для МУПП «Саратовводоканал» тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифа на водоотведение, превышающих установленный приказом Федеральной службы по тарифам предельный индекс максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для Саратовской области на 2015 год.

Данное обращение обусловлено объективными причинами, и, в первую очередь, коллизией правовых норм в сфере тарифного регулирования. С одной стороны установленные  тарифы и надбавки должны в полном объеме обеспечивать финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации производственных программ и инвестиционных программ; с другой стороны – тарифы должны быть доступны для населения, в связи с чем и устанавливается предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов.

В случае принятия положительного решения по тарифному регулированию денежные средства будут направлены на реализацию мероприятий по текущему и капитальному ремонту, предусмотренные Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, которые являются обязательными для предприятий водоснабжения и водоотведения, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности, а также на выполнение работ по сбору, транспортировке, захоронению осадка  после механической и биологической очистки сточных вод городской станции аэрации (ГСА), которые предусмотрены технологическим процессом и требованиями законодательства в сфере экологического надзора, в целях выполнения работ на объектах жизнеобеспечения города, во избежание складирования обезвоженного осадка после механической и биологической очистки сточных вод на иловых площадках ГСА в черте города, переполнение которых могло бы привести к непроизвольному сбросу опасных отходов в реку Волгу.

В ходе проведенных предварительных расчетов установлено, что рост совокупного платежа жителей города Саратова не превысит установленного Правительством Российской Федерации индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с учетом предельно допустимых отклонений.

В этом году депутаты Саратовской городской Думы создали рабочую группу, в рамках которой пытаются решить вопросы погашения задолженности. Вместе с нами работают представители прокуратуры, УВД, службы судебных приставов, налоговой инспекции. Мною написаны письма в адрес руководителей надзорных и правоохранительных органов. Хорошо известна ситуация и Правительству области.

На предыдущем заседании Думы, 27 ноября, «Водоканалу» были выделены 10 млн. руб. за счет предоставленного Правительством Саратовской области  бюджетного кредита, на данные средства МУПП «Саратовводоканал» будет дополнительно приобретено 12 единиц специализированной техники, необходимой для ликвидации аварийных ситуаций, в том числе, 5 единиц откачной техники, 2 экскаватора, 1 баровая установка.

Разработан и направлен в адрес министерства строительства и ЖКХ Саратовской области на рассмотрение проект ведомственной целевой программы «Реконструкция сетей водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов»  на 2015-2017 годы на общую сумму 600 млн. руб., реализация которой планируется на условиях софинансирования за счет средств бюджета области и городского бюджета.

Не скрою, очень порадовали прозвучавшие недавно в ходе прямой линии слова губернатора о возможном выделении МУППу 100 млн. рублей из областного бюджета. Это, безусловно, стало бы весомой поддержкой для города, и мы очень на это рассчитываем. Тем более, что на софинансирование данной программы в городском бюджете 2015-го года средств предусмотреть не удастся, ведь наряду с другими острыми проблемами нам предстоит выполнить очередной этап программы  по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья.

 Считаю, что предпринимаемые городской властью меры и поддержка со стороны области помогли бы разрешить эту очень непростую  ситуацию и не допустить угрозы возникновения чрезвычайного положения. «Тревожный звонок» - аварию на ВК-3 осенью 2009-го года, оставившую без воды большую часть города,  – все помнят очень хорошо. Мы обязаны не допустить такого в будущем», - отметил глава Саратова.

Устроивший массовое ДТП автобус вытащили с набережной с помощью грузовика и БТР

Устроивший массовое ДТП автобус вытащили с набережной с помощью грузовика и БТР

В Гидрометцентре объявили об аномальной жаре в Саратовской области до +35 градусов

В Гидрометцентре объявили об аномальной жаре в Саратовской области до +35 градусов

На Набережной в Саратове автобус вылетел с дороги и смял три легковушки

На Набережной в Саратове автобус вылетел с дороги и смял три легковушки

Популярное
наверх