20 сентября 04:04 в Саратове +8,8°C
Доллар 64.22 Евро 70.94

Год Краснощековой. Ч. 3: Бездарная самодеятельность министра

С приходом в правительство Саратовской области Светланы Краснощековой главными направлениями культурной политики стали «дети, гармошки и калачи». Они же - части универсальной схемы освоения бюджетных средств.

10:00, 17 марта 2015 Автор: Сергей Щукин

С приходом в правительство Саратовской области Светланы Краснощековой главными направлениями культурной политики стали «дети, гармошки и калачи». Казалось бы, поддержка подрастающего поколения и развитие народного творчества - дело хорошее, но стоит лучше приглядеться к процессам и становится видно, что все это - части универсальной схемы освоения бюджетных средств. Ее министр придумала, видимо, когда еще руководила филармонией.

Под прикрытием детей

Как же работает схема Краснощековой? Посмотрим на конкретном примере - на судьбе Дома приема официальных делегаций, расположенного в историческом особняке на улице Волжской. В 2012 году врио губернатора Валерий Радаев объявил о передаче здания детям. Этот шаг был встречен саратовцами с большим энтузиазмом, новый глава региона словно давал понять им, какие приоритеты будут у него в работе. Первоначально речь шла о чем-то абстрактом - школе искусств или творческом центре. Но затем за дело взялся минкульт во главе со Светланой Краснощековой. Сначала в особняк вселили Саратовский областной учебно-методический центр, а при нем уже создали Региональный центр поддержки одаренных детей. Чем же занимается это учреждение сегодня? Согласно данным официального сайта, детям преподают рисование, проводят конкурсы и творческие мастерские, есть там и такое странное коммерческое направление, как «Мастерская этики», где детишек 5-7 лет учат «уважительно и деликатно вести себя с окружающими людьми». Оказывает центр и психологические услуги. Нам сложно оценить, насколько этика и психология связаны с понятием «одаренность» и планировал ли Валерий Радаев, что заведение будет платным. Дело тут в другом. В подобные «дома пионеров», как называют их профессиональные работники культуры, можно вкладывать сколько угодно денег, все равно результатов их деятельности видно не будет. Максимум, что можно получить от них - это отчет о количестве проведенных мероприятий, который легко нарисовать на коленке. Зато на то время, пока этот центр существует, много «хороших» людей будут обеспечены уютными кабинетами.

«Дети периодически туда приходят, они там что-то делают, но там сидят люди просто в царских условиях, - делится впечатлениями руководитель ансамбля народной музыки «Балаган» Александр Куриленко. - Представьте: я прихожу на работу, у меня тут фонтан и черепахи ползают. И периодически я говорю: «А завтра мы из Новоузенска детей талантливых привезем». Они приехали, для себя что-то сыграли и уехали. Это кто-нибудь видел, кто-нибудь знает? Никто не знает». По его мнению, такими концертными организациями в области пытаются подменить профессиональные учебные заведения, на создание и содержание которых требуется много средств. А в «дворцы пионеров» родители сами с радостью ведут своих детей, да еще и доплачивают. Сэкономленные таким образом бюджетные деньги можно пустить на что-то другое, более интересное. Вот такая схема.

Подобное Светлана Краснощекова уже делала, когда трудилась директором филармонии: поменяла детскую арт-студию «ЮТА», участники которой имели наглость требовать зарплату, на бесплатный коллектив «Апельсин».

Театральный дух сменится сортирным духом

То же самое в скором будущем произойдет и со старым зданием ТЮЗа. Как известно, минкульт предложил отдать его под детское театрально-концертное учреждение. Причем в 2012 году чиновники говорили, что здание передадут именно Центру поддержки одаренных детей. Видимо, когда-нибудь там тоже будут учить детей «уважительно и деликатно вести себя с окружающими людьми».

В распоряжении «Четвертой власти» оказалось письмо первого заместителя министра Сорокиной заместителю председателя правительства Андрею Россошанскому (кстати, она ему приходится сестрой, но кумовство и конфликт интересов в областной власти - это другая тема), в котором ему предлагают снести основную часть здания, оставив лишь исторический фасад. И на этом месте построить «Губернский центр по предпрофессиональной подготовке в культуре детей и юношества Саратовской области». Вот так все просто у саратовского минкульта: снести 100-летний дом, который саратовцы считают намоленным и чуть ли не священным, и построить детский центр. Бывший директор ТЮЗа Валерий Райков боролся за сохранение театра в здании на Вольской, однако Светлана Краснощекова, объединившись с Андреем Россошанским, победила его. Если помните, в декабре 2012 года появилось странное анонимное письмо работников ТЮЗа, в котором Райкова обвинили в «экономии на артистах», в том, что он заставлял подчиненных вкалывать у себя на даче и т.д., и т.д. Потом на него посыпались и другие обвинения, и в итоге в январе 2013 года несговорчивый директор был уволен. Здание театра осталось за «детьми».     

Пока до конца не понятно, что именно госпожа Краснощекова хочет устроить в бывшем ТЮЗе, говорят, что под прикрытием «центра одаренных детей» будет действовать концертная площадка для гастролёров. В том же выше упомянутом Доме приема делегаций до сих под проводятся официальные мероприятия областного правительства и близких к нему структур.

Так вот местные деятели культуры категорически не хотят видеть в старом ТЮЗе «дворец пионеров».
«Я просто не вижу здесь никакой логики, абсолютно бессмысленное действие, ничего, кроме удручения, это вызвать не может», - рассказал о планах минкульта бывший художественный руководитель, а сейчас артист театра «Балаганчикъ» Игорь Гладырев.

Александр Куриленко из «Балагана» также назвал решение по ТЮЗу бестолковым. «Вы хотите сказать, что от этого учреждения для культуры области не будет толка?» - спросил у него корреспондент «4В»

«А какой от него будет толк?» - удивился Александр Куриленко.
«Но ведь для чего-то это делается».

«Для чего делается - это 10 административных мест, где есть хорошие зарплаты. Там же будет директор, он же будет получать сотню, как минимум. А почему бы не посидеть? И никакой ответственности - через 10 лет дети все разбегутся, это будет бесконечный поток, как в армии», - доходчиво пояснил руководитель «Балагана».

Директор Саратовского цирка и член Общественной палаты области Иван Кузьмин уверен, что превращение здания ТЮЗа в «дворец творчества» сделает его «узконаправленным». «На сцене, я убежден, обязательно должны идти детские спектакли, чтобы дух и театральная намоленность в этом здании сохранились», - уверен он. По мнению Кузьмина, новое учреждение должно стать аналогом театральной школы Олега Табакова в Москве.

А народная артистка России, руководитель Союза театральных деятелей Римма Белякова предлагает отдать здание театра под Дом актеров, такие дома сегодня есть во многих городах России.

В общем, чем именно станут заниматься дети в бывшем ТЮЗе, пока говорить рано, надо дождаться возобновления ремонтных работ. Но уже ясно, что там, в комфортных помещениях, разместятся директор «дворца пионеров» с заместителями, и у них будет роскошный сортир в кабинете, где раньше трудился легендарный режиссер, народный артист СССР Юрий Киселев. И нет Светлане Краснощековой никакого дела до намоленности, по ее указке театральный дух заменится сортирным духом. 

Гармошки и калачи как бесплатный вариант культуры

Теперь о том, как задействованы в схеме министра Краснощековой «гармошки и калачи». Во время праздников и уличных гуляний в Саратовской области, и особенно в областном центре, на сценах все чаще выступают любительские коллективы из районных домов творчества, а также ребята из детских кружков. Этим артистам не нужно платить за выступление, они обычно радуются тому, что им дают площадку и их кто-то слушает. Бабушки-исполнительницы русских народных песен из Новоузенского или Лысогорского района не откажутся приехать на праздник в Саратов, особенно если об этом их настойчиво попросит глава местной администрации. Потому и встают они в 4 утра, и трясутся несколько часов в автобусе по саратовскому бездорожью, чтобы успеть на ярмарку и спеть там перед губернатором и членами правительства. Валерий Радаев, говорят, как человек из народа, любит народные песни.

А что же в это время делают профессиональные ансамбли и танцевальные коллективы? Выживают как могут.

Еще одна причина, по которой народные коллективы вытесняют настоящих артистов с площадок Саратова, - это непростые отношения минкульта с городскими учреждениями культуры. Точнее, полное отсутствие этих отношений.

«Это меня ввергает в недоумение. Область, исключающая из себя столицу этой области и говорящая: вы к нам никакого отношения не имеете. Ну, я тогда просто перестаю что-либо понимать, - говорит худрук театра «Балаганчикъ» Игорь Гладырев. - Когда приходится как-то пересекаться по каким-то совместным проектам, совместным мероприятиям, всегда такие заборы и барьеры со стороны министерства. Дело даже не в деньгах, а во взаимоотношениях».

Муниципальные театры Саратова продолжают ютиться в подвалах и прочих неприспособленных помещениях. Артисты говорят, что у них, наконец-то, выстроились «интересные» отношения с администрацией Саратова, но этого мало, для нормальной работы нужна поддержка области. Но этого не нужно Светлане Краснощековой. Ее схема и так прекрасно работает. 

Слишком дорогие фестивали

При министре Светлане Краснощековой саратовцы едва не осталась без двух крупных фестивалей, известных на всю страну. Это вполне понятно: мероприятия довольно затратные, на них никак не удавалось сэкономить. Так, правительство региона начало серьезно урезать бюджет международного кинофестиваля «Саратовские страдания» - сначала до 1,5 млн руб., потом - до 800 тысяч, в итоге фестиваль оказался под угрозой закрытия.

В 2013 году угроза нависла над саратовским театральным фестивалем «Золотой Арлекин», чьими учредителями являются министерство культуры Саратовской области и Союз театральных деятелей. Руководителю Союза, тогда им был экс-директор ТЮЗа Валерий Райков, в минкульте заявили, что на проведение этого культурного мероприятия нет денег, у театральных деятелей средств на него тоже, естественно, не было. Говорят, что причиной проблем фестиваля явились неприязненные отношения к Райкову министерши. После его ухода, «Золотой Арлекин» не стали хоронить, но новому председателю Союза Римме Белякове пришлось продолжить битву за него. «Вдруг со сменой власти учредительство было снято вообще с Союза театральных деятелей, нам сказали, что нет денег и так далее, и так далее, - рассказала она. - Статуэтки надо делать, все это надо печатать, конечно, требуются деньги. Решили: давайте пропустим, проведем его через какое-то время. Театральные деятели, и я в том числе, убедили министерство, что мы не должны пропускать фестиваль. Нашли деньги. И я считаю, это победа Союза, что мы отстояли «Золотой Арлекин».

В схему Светланы Краснощекой по освоению бюджетных средств не вошел и детский мюзикл «Винни-Пух», который стал культурным событием года: дети из ансамбля «Апельсин» вживую исполняли песни на музыку «Битлз». Его поставил артист ТЮЗа Алексей Чернышев на подмостках филармонии, причем он вложил в проект и собственные деньги. Работа над мюзиклом шла почти год.

«Нашел деньги, потратил свои гонорары на костюмы, на грим, на железки. У них раньше никогда не было спектаклей такого плана. В филармонии и Саратовкой области еще не было ничего подобного. Все живьем пели, играли, плюс видеонавороты. Много людей из разных стран были задействованы, все были на позитиве, даже возили детей в Лондон, чтобы они шли по Эбби-Роуд (название улицы и альбома группы «Битлз», - ред.)».

В итоге мюзикл показали летом в 2014 году, и затем ему перестали давать площадку. В последний раз дети могли посмотреть «Винни-Пух» 11 января этого года, следующий показ намечен лишь на 1 июня. Только представьте себе - год работы с детьми, большие суммы денег, потраченные на оборудование и костюмы - и все ради того, чтобы показать мюзикл пару раз и положить его на полку.
В качестве официальной причины Алексею Чернышеву назвали загруженность филармонии.
«Но филармония такая площадка, у них там свои коллективы, симфонический оркестр постоянно репетирует, «Волга-Бэнд», гастролеры. Я не думаю, что они там особенно заинтересованы, - сказал он, добавив, что, может быть, оно и к лучшему. - Мюзикл не успеет надоесть людям».

Думается, что на самом деле министерство культуры осознало, что «Винни-Пух» слишком дорого обходится. Да, он популярен и когда-нибудь, наверное, окупил бы все затраты, но ведь это надо ждать, а деньги надо осваивать уже сегодня. Потому многообещающий проект, который мог бы вдохнуть новую жизнь в культуру региона, фактически закрыли. Куда проще нагнать с районов еще с десяток бабушек в сарафанах и лаптях.   

И напоследок скажем несколько слов о гармошках, причем, не тех, что входят в схему Краснощековой, а реальных саратовских гармошках. Их печальная судьба символизирует судьбу всей саратовской культуры. Не смотря на все разговоры чиновников, в области так и не удалось наладить их постоянное производство. Так что, как и стерлядь на гербе Саратова, гармошки уходят в прошлое губернии. Кстати, на Олимпиаду-2014 в Сочи представлять Саратовскую область поехали ансамбль народного танца, сводный ансамбль саратовских гармоник, причем поехали они туда, как рассказали «Четвертой власти», совершенно бесплатно, а кто-то еще и сам платил за проезд. Нет, конечно, им подарили олимпийские флажки, шарфы и шапочки. А в это же время из других регионов страны в Сочи приезжали целые группы профессиональных филармонических коллективов. На всю страну прогремела история о том, как президент Путин пришел к стенду Саратовской области, обратил внимание на гармошку, но сыграть ему на этом инструменте никто не смог. Поэтому ему ничего не оставалось, как похвалить красоту девушек из делегации. Да, красивых девушек у нас много, и самая красивая и умная из них, несомненно, министр Светлана Краснощекова.  Кто еще сумел бы так долго заниматься профанацией, создавать иллюзию бурной культурной жизни в регионе, заполняя пространство самодеятельностью и калачами?! 

Совершенно очевидно, что от министерства культуры Саратовской области в его сегодняшнем состоянии есть только одна очевидная польза - оно обеспечивает работой и деньгами Светлану Краснощекову и ее подчиненных. Вся остальная деятельность ведомства идет скорее во вред региону. Доказательств этого предостаточно: ликвидация домов культуры и библиотек в районах, провал Года культуры, тяжелое положение областных и муниципальных театров, выдавливание талантливых коллективов, затирание успешных постановок. Культурные учреждения Саратовской области можно смело разделить на два типа: на те, что уже сгорели и те, что пока разваливаются. А о нашей культуре и вообще лучше промолчать. И самое печальное, что говорят об этом все: и сами артисты, и СМИ, и приезжающие гастролеры - все, кроме областного минкульта. У него, судя по коллегиям, всегда все в порядке. Значит, надо поменять одно из двух: или культуру, или министра культуры. Причем, как можно быстрее.

Что на это скажет Валерий Васильевич, наш талантливейший и образованнейший меценат и глава губернии?
 

год культуры, минкультуры, Светлана Краснощекова

Жители Саратова выступили за создание на проспекте Кирова арт-объекта из дореволюционной брусчатки

Жители Саратова выступили за создание на проспекте Кирова арт-объекта из дореволюционной брусчатки

Члены ОПы не смогли услышать реальную дату окончания реконструкции проспекта Кирова

Члены ОПы не смогли услышать реальную дату окончания реконструкции проспекта Кирова

Бюджетная комиссия гордумы не поддержала реорганизацию мэрии Саратова

Бюджетная комиссия гордумы не поддержала реорганизацию мэрии Саратова

Популярное
наверх